Развитие речи ребёнка в норме:
- Подготовительный период (от 0 до 1 года)
2-3 месяца – гуление;
4-6 месяцев – лепет;
9-12 месяцев – первые слова.
- Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет)
1,5-2 года – фраза;
к 3 годам – связная речь (несколько фраз).
3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет)
К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.
6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.
4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет. Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.
Особенности речевого развития детей 6-7 лет.
- Правильно произносят все звуки родного языка;
- Производят простейший звуковой анализ слов;
- Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
- Грамматически правильно строят фразу;
- Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
- Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
- Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Предпосылки нормального развития речи ребёнка.
- Психологическое и физическое здоровье.
- Нормальные умственные способности.
- Нормально развитый слух и зрение.
- Потребность в речевом общении.
- Полноценное речевое окружение.
Предпосылки для успешного овладения грамотой.
- Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) — норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
- Психическое и физическое здоровье.
- Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
- Сформированность эмоционально-волевой сферы.
- Опыт речевого общения.
- Нормальное развитие двигательной сферы.