Как помочь ребенку быстрее адаптироваться?
Первые шаги ребенка в детском коллективе, как правило, непростые. Начало посещения образовательного учреждения — это не только новые условия жизни и деятельности, режима — но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности. Привыкание к детскому коллективу часто сопровождается нарушением эмоционального состояния ребенка, ухудшением сна, аппетита, повышением заболеваемости.
Можно выделить три группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.
Первая группа — те, для кого процесс адаптации легкий и безболезненный. Они проявляют интерес к игрушками и деятельности, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. Общение родителей с ребенком доброжелательное, уважительное.
Вторая группа — дети, которые адаптируются медленнее и труднее. Периоды интереса к игре сменяются периодами безразличия, капризов. Не хватает доверия в отношении со взрослыми, другими детьми. Навыки игры и общения развиты недостаточно. Малоинициативны. Менее самостоятельные, что-то могут делать сами, но по большей части зависят от взрослого. Со стороны родителей наблюдается нестабильность в общении: доброжелательные, рассудительные обращения сменяются окриками, угрозами или ослаблением требовательности, невниманием.
Третья группа — дети, которые с трудом приспосабливаются к новому для себя быту. Как правило, несамостоятельные, неконтактные. Привычные к нестабильности в режиме дня. Быстро устают. Игровые навыки не сформированы. В опыте таких детей — проявление авторитарности, жестокости, или, наоборот, лишнего либерализма со стороны взрослых, что вызывает страх, недоверие ко взрослому или полное игнорирование его и других детей. Высокая заболеваемость еще больше замедляет привыкание к новой обстановке и новым требованиям.
К решению проблемы адаптации необходим комплексный подход:
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский коллектив. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий педагогических работников создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты — они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в образовательное учреждение, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
В период адаптации надо одновременно сохранить привычные для ребенка приемы. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласково обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
- Сотрудничество с родителями
Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в детский коллектив. Для этого нужно подготовительная работа.
Необходимо предварительное знакомство педагогов с ребенком и родителями. И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в детское учреждение.
Перед поступлением ребенка в учреждение образования необходимо обсудить с родителями следующие проблемы:
1) Как в семье проводятся режимные процедуры? Поинтересоваться, как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, поют ли колыбельные песни перед сном?
Ознакомить родителей с режимом дня в группе. Обсудить проблему согласования домашнего режима с распорядком дня, принятым в семье. Полученную информацию учитывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.
2) Какой тип общения предпочитает малыш?
Если выясняется, что ребенок предпочитает только эмоциональным общение со взрослыми, то посоветовать родителям побольше играть с ребенком с предметами, с сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении, поддерживая любознательность.
3) Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процессов?
Если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые, обратить внимание родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, поддерживали его желания самому есть, одеваться и т. д.
4) Умеет ли ребенок общаться с другими детьми?
Если малыш испытывает трудности в этой сфере, порекомендовать родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть с ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению к друг другу, помогая налаживать совместную игру и улаживая конфликты.
Родители должны щадить его ослабленную нервную систему. На время прекратить походы в гости, создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. Одевать ребенка так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы, если ребенок заболеет, конечно, надо обратиться к врачу.
- Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей ко взрослому. Ребенок должен увидеть во взрослом доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики», и т.д.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми.
Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук» и т.д.
Такие игры, как «Книжка – угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Чертим разные фигуры», “Игры с куклой” не только ободрят робкого и развеселят плачущего малыша, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит педагогу. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Подготовила учитель-дефектолог Поплевко О.А