РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СЕМЬИ.

 

Ольга БУМАЙ,

воспитатель дошкольного образования

первой категории.

Полужский детский сад, Гродненской области

 

Родительское собрание  по теме:

«Роль семьи в формировании познавательной активности детей»

Цели: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

Форма проведения: Круглый стол.

                                  Ход мероприятия:

Подготовительный этап

         Провести анкетирование родителей (приложение №1).
Оформить  памятки «Как отвечать на детские вопросы» Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности  (приложение №2).
Опросить детей, записать ответы на вопросы (вопросы, приложение №3).

Воспитатель дошкольного образования (В.д.о): Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в  раннем возрасте, когда ребёнок приходит в детский сад.

         Каждый ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.       Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство.

         Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

         Наша дискуссия – о развитии познавательной активности наших детей. Познание к чему-то новому происходит —  насколько дети любознательны. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
         Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый…
         Любопытство:Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).

Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Прослушивание и обсуждение ответов детей…..

В.д.о.:  Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей)

 Послушайте, пожалуйста, ответы детей (слушается запись ответов детей, приложение№3)

         Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
         Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
         Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Обсуждение вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение педагогических ситуаций.

В.д.о:   Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» — и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.

2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?

3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).
Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение возможных вариантов ответов.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает, как она называется.

Обсуждение.
Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.
Обсуждение.

         Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»

В.д.о:  У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.

Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?

         Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)   Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:

Пушистая вата,
Плывет куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

Будете ли вы удовлетворены ответом?

Какие вопросы ему зададите?

         Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.

— Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.

— Какого вы мнения? (обсуждение).

Ну а сейчас дети покажут нам свою сценку.

Сейчас я предлагаю разыграть  сценку «Почему»

В.д.о.: 

Сын пришел к отцу с вопросом.

Сын:

Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом,
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?

Отец:

Да отстань же ты, отстань же,
С почемучканьем своим.

Сын:

Папа!

В.д.о.:

Сын вернулся вскоре …

Сын:

А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?

Отец:

После, некогда, отстань!

В.д.о.:

Снова сын пришел к папаше …

Сын:

Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?

В.д.о.:

А в ответ сверкнула вспышка:

Отец:

У меня свои дела!

В.д.о.:

И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:

Отец:

Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?

В.д.о.:

В самом деле, почему?

Обсуждение ситуации.

В.д.о.:   Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.

Обсуждение вопроса помощи группе в плане познавательного развития.

В.д.о.:

Пожалуйста, подумайте:

Что можно сделать для наших детей?

Кто из членов ваших семей может принять участие в организации встреч с детьми?

 

Обсуждение.

Народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», а потому….  Мы должны быть такими, какими хотим видеть своих детей, или они станут похожими на нас, что собственно в нашем детском коллективе совсем неплохо. Давайте вырабатывать единую линию требований и поощрений, чтобы помочь ребенку перейти на качественно более высокий уровень деятельности — учебной, быть внимательней к проявлению интересов и незаметно демонстрируя, что любая деятельность может быть интересной.

                                                                                               Приложение №1

Анкета для родителей «Познавательные интересы»

Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

_________________________________________________________________
Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания используя различные средства информации?

_______________________________________________________________
Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

________________________________________________________________
К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?

________________________________________________________________
Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?

________________________________________________________________
Что делается в семье для развития интересов ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?

________________________________________________________________
Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

________________________________________________________________

Благодарим за участие!

 

 

 

                                                                                          Приложение №2

Памятка для родителей по развитию любознательности

Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
Проводите в семье различные конкурсы.
Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
Проводите постоянные прогулки на природу.
Мастерите с детьми поделки из природного материала.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу.

Любите своего ребенка!

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

                                                                                          

 

 

                                                                                           Приложение №3

Вопросы для детей

Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
Что ты делаешь дома вечером, когда приходишь из детского сада?
Играют ли мама с папой вместе с тобой?

Какая твоя самая любимая игрушка?
Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?